Реставрация ложи и цевья ИЖ-43.

Автор делится опытом успешной самостоятельной реставрации ложи и цевья ружья ИЖ-43.

Описаны операции снятия лака, мелкой корректировки формы ложи, окраски и покрытия восковой мастикой. Также упомянуты особенности устранения мелких потертостей и пятен покрытия металла.

Приближается середина августа — время открытия очередного охотничьего сезона. Уже имеется предварительная договоренность с одноклассником выехать на открытие в одно из мест на Днепровские плавни в Полтавской области. Однозначно, возьму свою двухстволку ИЖ-43, которую купил в прошлом году.

Ружьем доволен, но захотелось освежить его деревянные части. Дерево обычное — похоже, береза. Трещин и сколов нет, но старый лак со временем получил следы, что называется «естественной эксплуатации». Выглядело это так:

ИЖ-43 до реставрации.

Где-то царапины, где-то потерто:

Части ИЖ-43 до реставрации.

Я обратил внимание на то, что насечка делалась поверх лака, отчего выглядела глубокой.

Разобрал ружье, снял металлические детали с цевья. Имея некоторый опыт восстановления дерева ИЖ-18, взял наждачную бумагу средней зернистости (уже не помню, какой номер, да я в них и не разбираюсь). Не сильно нажимая, стал снимать старый лак. Лак ошкуривается без особых усилий, оставляя под собой чистое дерево. Я старался не задевать насечку что бы не уменьшить ее высоту. Для снятия лака с насечки позже потребовалось всего несколько движений шкуркой помельче.

Снятие лака с цевья.

Плоскости соприкосновения цевья со стволом  и ложи с УСМ я не трогал, т.к. к ним у меня претензий не было, а снятие старого лака могло бы привести к появлению зазоров и люфту.

Цевье со снятым лаком.

Работая наждачной бумагой, трудно увидеть мелкие огрехи, т.к. детали покрываются пылью. Поэтому я держал под рукой влажную губку, которой периодически очищал дерево. Влажная поверхность сразу проявляет пятна, которые остались от проникновения старого лака в дерево. Особенно заметны потемнения в тех местах, где наружу выходят торцы волокон.  К сожалению, я так и не смог избавиться от потемнений полностью, т.к. для этого мне пришлось бы снимать слой около 0.5 мм, что привело бы к уничтожению насечки, а опыта резьбы по дереву и соответствующего инструмента для восстановления у меня нет. Поэтому я понадеялся на то, что впоследствии оставшиеся пятна будут скрыты при покраске.

Влажное цевье без лака.

В некоторых местах борозды насечки я очистил при помощи обычной отвертки и ножа.

При очистке поверхности влажной губкой также поднимается деревянный ворс, который хорошо видно, и его можно удалить мелкой шкуркой. Также ворс хорошо снимается и заглаживается тыльной стороной ножа. Я делал «скребковые» движения, как бы затирая поверхность. (Виталий, на фото нож, который ты забыл у меня в машине. Верну на первой же совместной охоте!)

Насечка на цевье.

Неожиданно для себя открыл еще один инструмент, который помог в работе. На изгибах ложи остатки лака и ворс отлично снимаются обычной сеткой-спиралькой для чистки сковородок. Царапин она не оставляет, а остатки лака убираются очень хорошо. При этом поверхность дерева остается как бы заполированной.

Удаление остатков лака.

Раз пошла такая работа, заодно решился немного подправить и форму ложи. При помощи ножа сделал острее гребешок приклада (или как там правильно называется эта часть), вырезал выемку для более удобного хвата рукой.

Выборка под палец на ложе ИЖ-43.

Плавность линий после работы ножом легко получил шлифовкой шкуркой.

Шлифовка ложи ИЖ-43.

Также подровнял это выступающее место внизу, сделав его плоским.

Допиливание ложи ИЖ-43.

Получилось что-то такое (на фото дерево влажное, при этом видны более темные места).

Ложа после шлифовки.

Для тонирования выбрал обычную морилку, которая в хоз. отделе «Ашана» стоила менее 10 гривен.

Морилка по дереву вишневого цвета.

Нанесение морилки делал чистой кухонной губкой, на что ушло не более двух минут. Слой морилки сохнет на балконе при нынешней жаре за час-два. В порыве энтузиазма первую покраску сделал голыми руками, отчего пальцы стали красными, но на следующий день отмылись. В дальнейшем я использовал обычные полиэтиленовые перчатки из комплекта краски для волос. Так выглядели детали после нанесения первого слоя.

Деревянные части, покрытые одним слоем морилки.

Первый слой покраски я использовал как индикаторный для того, что бы лучше увидеть дефекты. Взял шкурки и напильник и еще раз подправил мелкие огрехи, выровнял некоторые линии, сделал углубление с левой стороны «гребешка».

Ложа и цевье после устранения мелких дефектов.

Хотелось несколько украсить скучный ижевский затыльник. Я заранее где-то припас кусочек линолеума, который дождался в ящике своего времени. Ножом проделал отверстия под шурупы и притянул плотно линолеум к прикладу.

Линолеумная вставка.

После чего прямо в таком виде аккуратно обрезал ножом линолеум по контуру. Но как бы я ни старался, кромка от ножа получалась корявенькая.

Затыльник до подгонки.

Да и сам приклад не точно соответствовал контуру затыльника.

Затыльник до подгонки.

Для подгонки я взял шкурку на деревянный брусок и прошелся по контуру «пакета». Конечно, попутно шлифовался и пластик. Но я постарался край пластика дошлифовать  мелкой шкуркой, что впоследствии дало просто ровное матовое покрытие. Кромка линолеума немного забилась пылью, но после промывки в воде приобрела свой изначальный белый цвет.

Подгонка затыльника.

Позже я нанес еще несколько слоев морилки, которые закрыли все следы шлифовки и придали дереву более насыщенный цвет. Поскольку я не спешил, то мог давать каждому слою хорошо высохнуть, после чего где-то что-то дотирал по мелочам и подкрашивал, на что ушло несколько дней. Окончательно работа понравилась мне после шестого слоя.

Я хотел попробовать восковое покрытие что бы после охот его можно было несложно подправлять. Читал где-то рецепт настоящего покрытия, но для его приготовления нужен пчелиный воск, скипидар и еще что-то. Вонять дома скипидаром не хотелось, да его и не было. В «Эпицентре» хотел подобрать готовое покрытие для дерева. Найти его было непросто, т.к. в отделе лаков-красок такого не было (хотя продавцы о нем слышали), но после поисков отыскал что-то подобное в бытовой химии.

Если кто-то захочет повторить мои эксперименты, советую обратить внимание на такую бутылочку. (см. комментарий ниже от 10.09.2012) Стоит около 25 гривен. Внутри мутно-белая эмульсия, по текучести подобная воде. Изначально она предназначена для ухода за деревянной мебелью, содержит всякие химикаты и синтетический воск.

Восковая мастика.

Наносил в кухне над мойкой, т.к. с губки жидкость сильно капала и стекала по деревянным частям. Исходя из принципа «больше-лучше», последовательно наносил несколько слоев, давая предыдущему хорошо просохнуть. Фактически, покрывал два раза за день.

По незнанию, совершил ошибку, от которой хочу предостеречь тех, кто захочет повторить мои действия. Оказалось, что эту эмульсию можно наносить не более, чем в три слоя. Четвертый слой уже не впитывается, и на детали образуются застывшие потеки. Обнаружил я это слишком поздно, т.к. четвертый слой наносил по-быстрому перед уходом на работу. Придя вечером, обнаружил засохшие твердые капли воска. Устранить их полировкой не удалось — пришлось аккуратно соскабливать ножиком. Но при этом был снят немного и сам слой воска. После нескольких попыток донанести эмульсию на эти места, полировать и т.д., нашел способ исправить ситуацию. Я «зарисовал» соскобленные места парафиновой свечкой, после чего хорошо отполировал ложу куском старых джинсов. На первый взгляд дефекты не видны, но если знать, где именно они имеются, то конечно же можно разглядеть. Вообщем, наносить не более, чем в три слоя. Хотя на самом деле, достаточно и двух.

Вот так выглядели деревянные части после реставрации.

Ложа и цевье ИЖ-43 после рестварации.

На этом история реставрации дерева моими силами заканчивается, но я бы хотел продолжить и рассказать немного о восстановлении покрытия металла.

Пару лет тому назад я писал, как у меня не получилось полноценно восстановить покрытие «пастой из баночки». С того момента у меня осталось немного этого средства, которое все-таки решил применить для устранения «залысин» на конце ствола и на краях УСМ. Потертости были обычные от носки оружия в чехле, на задней антабке были следы старой ржавчины. Немного пасты на вату, нанес на металл. Потемнение происходит сразу, после этого я хорошо промывал детали водой.

Паста для воронения.

После восстановления покрытия, разница в старом воронении и новом все-таки заметна при некоторых углах освещения. Оно не хуже и не лучше, просто немного другого тона и виден переход на границе. Кроме того, кое-где остаются белесоватые следы. Я знаю, что такие следы сглаживаются при смазке, но в этот раз неожиданно нашел более подходящее средство для ликвидации мелких пятен.

После чистки УСМ, решил, что перед сборкой было бы неплохо защитить его открытые части какой-то густой смазкой, т. к. кто знает, когда в следующий раз я буду снимать ложу… В хозяйстве под рукой была лишь графитная смазка, которая осталась после ремонта головки двигателя машины. Я не видел причин, почему бы ее не использовать. Смазал поверхности всяких рычажков, резьбы, пружинки. И тут после вытирания ее с воронения заметил, что графитка неплохо чернит мелкие места. Даже после вытирания, она не оставляет следов на руках, но «затягивает» белесоватые пятна, неровности воронения, следы старой ржавчины. Думаю, она просто заполняет графитом микроскопические раковины. Не знаю, как надолго ее хватит, но даже если и сотрется со временем, то нанести заново при очередной чистке оружия — дело одной минуты.

Графитная смазка.

Так выглядит УСМ после восстановления воронения и доводки графиткой.

УСМ после восстановления потертостей.

Задняя антабка. При покупке она была ржавой.

Задняя антабка после воронения и смазки графиткой.

Покрытие стволов.

Конец стволов после несбольшого воронения и смазки графиткой.

Ну а так выглядит ружье после всех процедур, описанных выше.

Ружье ИЖ-43 после реставрации.

Приклад.

Приклад после рестварации.

Вот насечка, конечно, стала не такой рельефной как раньше. Дело в том, что старый лак, по которому на заводе делалась резьба, был снят, а борозды заполнились восковой эмульсией (избежать этого не получилось, т.к. она слишком текучая).

Насечка после реставрации.

Цевье.

Цевье ИЖ-43 после реставрации.

Напоследок сравнительная фотография «Было — стало».

Ружье ИЖ-43 до и после реставрации.

* * *

Смотрите также наши материалы:

3 комментария

  • Vystrel

    Дошли руки выложить фотографию приклада после реального намокания. Пару недель тому назад я по неосторожности провалился в воду. Видимо, тогда же мокнул и приклад. Или просто по сильно мокрой траве потаскал его.

    Не понравилось мне восковое покрытие SIDOLUX, описанное в статье. Дерево стало снаружи белесоватым. Это фото через три дня после намокания:

    Приклад после намокания.

    Правда, я специально выбирал удачный ракурс и свет для съемки, а также немного добавил контраст при обработке фотографии что бы показать нагляднее результат. Конечно, следы уберутся после полировки и повторного нанесения, но все же, это не дело… Если кто-то будет повторять мои действия, применяйте лак или мастику на иной, не водной, основе.

  • классное ружьё мне на 19 лет отец такое-же подарил.

  • Максим

    Круто!! Спасибо, большая работа проделана с фотоотчетом!!

Добавить комментарий


5 + 5 =

При наличии ссылок и мата комментарий не опубликуется без проверки администратором